Укладка тротуарной плитки
Монтаж систем поверхностного и точечного водоотвода, установка бордюрного камня, планировочные работы
Схема укладки тротуарной плитки
— тротуарная плитка;
— пескоцементная смесь (40мм);
— гравийное основание (щебень) (100-200мм);
— песчаная подушка (песок) (100-200мм);
— бордюрный камень;
— бетонный замок для установки бордюрного камня.
Начинать работы по благоустройству вашего участка целесообразно с разработки проекта (или схемы), на котором обозначаются все существующие, а может быть и планируемые постройки, пешеходные дорожки и площадки под автотранспорт, освещение, возможно автополив растений и т.д.
На что нужно обратить внимание при составлении проекта:
1. Если на вашем участке помимо тротуарных дорожек и площадок запланированы какие либо инженерные системы (электрика, водопровод, канализация), то заранее, в местах прохождения коммуникаций под тротуарными дорожками необходимо заложить закладные детали (к примеру, трубу соответствующего диаметра), либо выполнить их заранее или совместно с работами по мощению.
2. При расчете количества тротуарной плитки необходимо учесть, что некоторая часть плитки пойдёт в отходы при подрезке. Количество таких отходов зависит не только от формы и размеров самой плитки, но и от способа укладки. Таким образом, рассчитывается количество плитки с запасом (повороты, рисунок укладки).
3. Особое внимание нужно уделить системе ливневой канализации, т.е. говоря проще отводу атмосферных осадков с территории мощения. Об этом расскажем отдельно в соответствующем разделе.
Наличие этого проекта поможет в дальнейшем избежать дополнительных работ, связанных с финансовыми затратами.
После того, как вышеперечисленные моменты учтены, можно приступать непосредственно к комплексу работ по укладке тротуарной плитки.
Земляные работы, как правило, начинаются с выставления геодезических отметок (высот). С помощью этих значений принимается решение о насыпи или откопке грунта. Рассмотрим наиболее часто встречающийся вариант (откопка).
Откопка «корыта» производится с учётом вертикальных отметок и уклонов, заданных при геодезической разбивке участка, а так же назначением покрытия (тротуар, дорога).
Перед началом данных работ, позаботьтесь о плодородном слое (толщина 8-10см.) который может потребоваться для устройства клумб и газонов. Его целесообразно снять и складировать на заранее определенное место. Оставшийся после откопки «корыта» грунт либо утилизируется (вывозится самосвалами) либо также где-то отсыпается. Глубина «корыта» зависит от назначения покрытия (тротуар или проезжая часть), качества почвы (песок, супесь, суглинок, и т.д) и материала покрытия (плитка, асфальт). Если не учитывать качество почвы или материал покрытия, то глубина корыта может быть примерно следующая:
— пешеходная зона от 25 до 35 см.
— проезжая часть от 35 см. и выше (для легковых или грузовых а/м)
Необходимо учитывать, что объём выкопанного (разрыхленного) грунта, превышает его первоначальное состояние примерно в 1,3 раза. Поэтому, требуется рассчитать его объем и учесть при складировании или вывозе.
После окончания земляных работ дно «корыта» желательно утрамбовать вибротрамбовочными механизмами (плита, каток) и начать отсыпку основания под дорожную «одежду».
Подвижные или пучинистные грунты (торфяные, глинистые и т.д.) перед началом устройства основания под тротуарную плитку необходимо усилить геосинтетическим материалом. Это предотвратит смешивания слоев устраиваемого основания с почвой и предаст ему жесткость.
Бордюр служит для придания упора тротуарной плитке, разграничивает разные по уровню плоскости (образует ступени), отделяет проезжую часть от тротуара, а тротуар от газона Бордюры различаются по своему назначению на дорожные и садовые (тротуарные). Дорожные бордюры имеют размеры (д.в.ш) 100*30*15см., садовые 100*20*8см.
Все бордюры устанавливаются на бетонный раствор и фиксируются в так называемый «бетонный замок» с двух сторон. Установка может производиться по прямым линиям или радиусам. Радиусы из бетонного бордюра возможны от 2-х метров и более. Для радиусов менее 2-х метров используется гибкий пластиковый бордюр.
Существуют несколько вариантов стыковки бордюров с покрытием:
— бордюр вровень с покрытием (покрытие прилегает к тыльной части бордюра);
— бордюр выше покрытия (в этом случае лицевая сторона бордюра развёрнута к покрытию). Применяется этот вариант при перепаде высот м/у покрытием и примыкающим грунтом (например, газоном)
При планировании благоустройства вашего участка особое внимание нужно уделить поверхностному сбору и отводу ливневых (дождевых, талых) вод с территории мощения. Правильно подобранная и выполненная система водоотвода препятствует образованию луж, наледи, защищает и продлевает срок эксплуатации дорожного покрытия или мощения.
Виды водоотвода.
Существуют два основных вида водоотведения ливневых вод:
1 вид — линейный.
Представляет собой линии из водоотводных лотков, расположенных на 3-5 мм ниже дорожного покрытия или мощения. Служит для сбора и отведения воды в сток со всей поверхности покрытия (рис.1).
Особенности: необходимо соблюдать заданный уклон на протяжении всей площади водосбора.
2 вид – точечный.
Используется в случае невозможности применения линейного, когда сток ливневых вод децентрализован и сбор производится в отдельных местах. При данном водоотведении ливневые воды собираются в пунктах приема (дождеприемники) и отводятся к месту сбора или стока с помощью подземной системы трубопроводов (рис.2). Данный вид водоотвода более затратный, чем линейный, из-за трудоемкости процесса.
Однако на практике, для более рационального водоотведения и эстетичного вида территории, часто приходится совмещать оба варианта.
Подбор систем водоотведения под соответствующие нагрузки.
Будет ли это пешеходная зона, зона проезда легковых, грузовых автомобилей, или спецтехники, всегда нужно подбирать лотки и решетки, а также пескоуловители и дождеприемники в соответствии с классом нагрузки. В мировой практике существует классификация систем водоотвода по классу выдерживаемых нагрузок, согласно DIN EN 1433 для транспортных и пешеходных зон. Ниже приведём таблицу, в которой каждому классу соответствуют определённые нагрузки.
Табл.1. Соответствие классам нагрузки.
Класс | Величина нагрузки, KN | Применение |
А 15 | 15 KN (до 1,5т на 1м2) |
Пешеходные зоны, велосипедные дорожки, частные гаражи, благоустройство территорий, тротуары, велосипедные дорожки, скверы. |
В 125 | 125 KN (до 12,5т на 1м2) |
Дороги с движением легкового транспорта, парковки легковых автомобилей, индивидуальная застройка, пешеходные зоны, частные гаражи, сады и парки |
С 250 | 250 KN (до 25т на 1м2) |
Предприятия автосервиса, стоянки легковых и грузовых автомобилей, обочины дорог, пешеходные зоны |
D 400 | 400 KN (до 40т на 1м2) |
Транспортные терминалы, автотранспортные предприятия, промышленные зоны, АЗС, автомойки, автодороги |
E 600 | 600 KN (до 60т на 1м2) |
Промышленные предприятия, причалы, склады, автомагистрали, промышленные предприятия, причалы, АЗС, транспортные терминалы и склады. |
F 900 | 900 KN (до 90т на 1м2) |
Аэропорты, складские терминалы, промышленные зоны, логистические комплексы, (области высоких нагрузок на дорожное покрытие) |
Для частных домовладений в основном используют лотки и решётки с классом нагрузок от А до С.
Материал для систем водоотведения
При производстве систем поверхностного водоотведения производители используют следующие виды материалов:
— Пластик. Используется морозостойкий полипропилен с повышенной ударопрочностью;
— Бетон. Самый распространенный материал, выдерживающий большие нагрузки, влаго- и морозоустойчив;
— Полимербетон. Сравнительно новый материал. Основу составляют натуральные минералы (кварц, базальт, гранит). Эти минералы, в виде песка и гравия, связываются синтетический смолой. При одинаковой допустимой нагрузке изделия из полимербетона значительно легче аналогичных изделий из бетона, имеют гладкую внутреннею поверхность, обладают нулевой водопроницаемостью и высокой химической стойкостью.
Рис.4. Лотки: пластик, полимербетон, бетон.
Все лотки, пескоуловители и дождеприемники комплектуются защитно-декоративными решетками. Их выбор также следует производить по классу нагрузки: а именно, чем больше нагрузка, тем прочнее должна быть решетка. Материал для решеток может быть следующим: пластик, сталь (штампованная или оцинкованная), чугун.
Рис.5. Решётки: чугун, сталь штампованная, сталь ячеистая оцинкованная
Гидравлический расчет
Для выбора типа лотка (глубина и ширина) необходимо произвести гидравлический расчет, чтобы установить расход воды с расчетной площади (л/сек). Данные расчеты целесообразно производить для всех строительных объектов, будь-то складской терминал или частное домовладение (коттедж). Для небольших площадей применяют более упрощенный вариант расчета, который приведен ниже:
Q=g20*F*y
Q – расход воды, л/сек.;
g – интенсивность осадков (л/сек) на 1Га (1Га = 10 000,0м2);
F – расчетная площадь стока в м2
y – коэффициент водопоглащения поверхности покрытия.
По результатам расчетов подбираются лотки с соответствующим гидравлическим сечением.
При профессиональном проектировании систем водоотведения дополнительно учитываются многие факторы, такие как уклоны поверхности водосбора, длины линии стока, коэффициент шероховатости лотка и его материал и т.д.
Установка системы водоотведения.
При установке системы водоотведения, её правильного функционирования, необходимо соблюдать следующие требования:
— разбивка трассы с соблюдением необходимых уклонов;
— обозначить места для установки выпусков, пескоуловителей, дождеприемников и колодцев;
— подготовка соответствующего основания;
— установка лотков, пескоуловителей производится в бетонный замок с двух сторон, дождеприемники – по всему периметру;
— стыки лотков рекомендуется заполнять эластичным уплотнителем (герметиком);
— примыкающее к лоткам покрытие должно быть на 3-5мм. выше решетки.
Правильно подобрать и выполнить работы по установке систем водоотведения (как составной части полного комплекса работ по мощению) Вам помогут наши партнеры-специалисты.
Долговечность и качество дорожных покрытий зависит, прежде всего, от подготовки его основания. В связи с чем, данному этапу уделим наибольшее внимание.
Укладка тротуарной плитки или асфальтобетонного покрытия осуществляется, как правило, на два основных вида основания: бетонное и песчано-щебеночное (гравийное).
Бетонное основание используется на объектах, рассчитанных на большие транспортные нагрузки (АЗС, складские терминалы, аэропорты и т.д.), поэтому в данной статье мы его рассматривать не будем. Скажем только, что перед устройством данного основания (заливкой бетона) необходимо произвести нижеперечисленные работы, являющиеся для данного основания подготовительными. Отсюда вывод – цена основания значительно увеличивается.
Песчано-щебеночное основание, как видно из названия, состоит из песка и щебня (или гравия).
Первым слоем отсыпается песок. Он является своеобразной «подушкой» для всего основания. С помощью него сглаживаются небольшие неровности, возникшие при откопке «корыта». Толщина песчаной подушки зависит от качества почвы и составляет не менее 10-15см. Уложенный песок выравнивается и обязательно уплотняется вибротрамбовочными механизмами.
Существуют два основных вида песка – речной и карьерный. По степени обработки карьерный песок подразделяется на: обычный (добытый в открытом карьере и не подверженный обработке), мытый и сеяный. Для подготовки основания используют любой из вышеперечисленных видов. Главное, чтобы песок не содержал больших глиняных вкраплений и крупных камней, корней растений.
На утрамбованный песок укладывается щебень (гравий). Данный материал принимает на себя основные нагрузки и служит в качестве дренажа. От прочности щебня зависит долговечность всего покрытия. В дорожном строительстве применяют следующие разновидности щебня: гранитный, гравийный и известняковый. Основание, где уложен гранитный щебень, является самым прочным и долговечным. Гранитный щебень в два раза прочнее известнякового (1100-1200 кг/см2 вместо 500-600кг/см2), не боится влияния грунтовых вод, в отличие от известнякового, который под их действием теряет свои физико-механические свойства (разрушается, что ведет к провалам и ухудшению дренажа). В основном, толщина щебеночного основания зависит от предполагаемых нагрузок. Для пешеходной зоны она составляет 12-15 см., проезжей части – от 20 см. и выше. Крупность используемого щебня также зависит от назначения покрытия. Как правило, используют фракцию 5-20 (диаметр зерна от 5 до 20 мм). Следующая фракция (20-40 мм.) применяется для автомобильных дорог (площадок). При использовании фракций (20-40), верхний слой необходимо отсыпать более мелкой фракцией (5-20), т.е. расклинить. Щебень, как и песок, обязательно должен быть утрамбован. При толщине слоя свыше 15 см, рекомендуем уплотнение щебня производить послойно, через каждые 10 см. (аналогично следует поступать и с песчаным основанием).
На этом устройство основания можно считать законченным.
Вот мы и подошли к заключительному этапу работ – устройства покрытия. «Корыто» откопано, закладные детали под электрику и водопровод установлены, выполнена ливневая канализация, основание отсыпано и послойно утрамбовано (или залито бетонное основание), Остается «стянуть» выравнивающий слой из пескосмеси или песка (толщина 4-6 см.) и уложить тротуарную плитку.
Выравнивающий слой из песчано-цементной смеси можно купить на заводах ЖБИ или приготовить самостоятельно на объекте из песка и цемента. Данную смесь укладываем на подготовленное щебеночное основание и стягиваем (выравниваем) с помощью правила. Дальнейшие действия могут отличаться у разных производителей работ (укладчиков). Одни, на стянутую смесь, укладывают тротуарную плитку, и трамбуют (уплотняют) виброплитами. Другие, сначала трамбуют пескосмесь, стягивают правилом и потом укладывают покрытие. Тот или другой способ мы считаем правильным.
После того как плитка уложена и утрамбована, существующие между плиткой швы заполняются песком. Он должен быть сухим и просеянным. Песок служит связующим звеном между плитами, не портит их верхний слой в отличие от пескосмеси (особенно у цветной плитки), обеспечивает легкость демонтажа при замене испорченной плитки.
На этом работы по укладке тротуарной плитки можно считать законченными.
Идём принимать выполненные работы.